Среда , 18 сентября 2024

муфта 

История муфты — прародительницы современного клатча

Наставшие морозы — отличный повод утеплиться и добавить в гардеробная пару-тройку аксессуаров, которые преобразят ваш манер. Что бы это могло быть? Привычные всем нам шарфы или вязаные снуды? Кожаные перчатки или уютные варежки? Можно избрать все и разом, отдав предпочтение муфте, которая снова — спустя несколько столетий! — очутилась на пике модного олимпа.

В отличие от немало аксессуаров, показавшихся на свет благодаря смекалке и уму простолюдинов, муфта — изобретение необычайно аристократическое. Когда-то давно, в XIV веке, благородные граждане Европы носили платье с долгими рукавами, в которые в холодные времена запрятывали свои изнеженные руки. В Италии фасон получил наименование zibellini, что буквально означает «соболя». Шкурки звериных, украшенные золотом, жемчугом и драгоценными камнями, носили на сгибе длани или на пояске. Это была по-настоящему статусная вещь, несмотря на предание о том, что эти шикарные рукава презрительно именовали «блохоловками».

Мешочек с секретом

Ровно муфты — такие, какими мы привыкли их видать, — появились во Флоренции. Барышни носили миниатюрные «мешочки» из лебяжьего пуха на длинной тесьме, спасая свои пальчики от ветров, гуляющих по палаццо из камня. С самого основы муфты изготавливались мехом вовнутрь. Ну, а чтобы показать всем собственный достаток и богатство, дамы выбирали для отделки роскошные материалы, украшали их ювелирной вышивкой и драгоценной фурнитурой.

Кстати, двоюродный брат знаменитого живописца Тициана, Цезаре Вечеллио, следил за вкусами дам, выбирающих этот аксессуар. В одной из своих исторических заметок он помечал: «Зимой они носят муфты из неплохого меха — они подбиты шелком, бархатом или иной материей». Первые модели заменяли дамам дамские сумочки, в каких трепетные аристократки хранили различные безделушки, портмоне и даже выносили своих ручных собачек!

Напомним: средневековая Европа была пунктом, дальним от идеального. Отбросы выливались из окон прямо на улицы, отсутствие канализации и изумительные представления о гигиене давали о себе знать. Зачастую надушенная муфта спасала носы дам, какие при приближении несимпатичного запаха прятали лицо в ароматный мех. Так мода на муфты захватила даже государей: царственные персоны в срочном порядке вводили функциональный меховой мешок в собственный гардероб. Кушать легенда, по которой некий гугенот преподнес королеве Англии Елизавете I состоятельно украшенную муфту, не надушив ее. «Я не ведаю ваших предпочтений!» — оправдался незадачливый обожатель.

Кавалерский выбор

Мужа тоже не смогли пройти мимо аксессуара, какой так помогал их дамам, и вскоре многие образные джентльмены, синьоры и мсье обзавелись собственной муфтой. Отдельный, впрочем, шли дальней. Так, король Франции Генрих III неоднократно был замечен в ношении дамских платьев, милых деталей дамского гардероба и даже косметики. Андрэ Блум в своей книжке «Заключительный Валуа» так описывал женоподобного монарха: «Он обожал духи, косметику, серьги, бархат и атласные муфты, отороченные мехом, — фактически цельный арсенал способов, какими раньше пользовались только женщины». Собственно, муфт у Генриха очутилась цельная коллекция, которая поражала воображение его потомков.

Но, быть может, к этим деталям тяготели лишь те супруга, которые были замечены в страсти к представителям своего пустотела (как, например, и сам Генрих)? Отнюдь! Так, в 1689 году знаменитый Людовик XIV принимал у себя английского короля-изгнанника Иакова II. И сами правители, и их придворные бывальщины разодеты по заключительнее моде: кафтаны-жюстокоры, пышные жабо и манжеты, долгие парики. Конечно, не стало и без муфт — они служили оригинальным маркером, по которому можно было узнать, как сведущ в дворцовой моде тот или другой знатный господин. Муфтами обменивались, хвастались, их собирали и хранили как состоятельное приданое. У самого «короля-солнце» были весьма экзотические вкусы: его портные использовали для муфт меха тигра, пантеры и бобра.

Мужское заинтересованность меховыми мешочками одобряли далеко не все. Герцогиня Ньюкастл — та, что завела моду на мушки, — всячески колола по предлогу этой моды. «Как мужчина может править лошадью или держать меч, если он спрятал длани в муфту?» — право подмечала известная скандалистка.

Драгоценный пакет

Со временем размеры муфт менялись. Мужа, которых все-таки усовестили негодующие дамы, начали ходить почти неприметные миниатюрные муфточки, которые скорее походили на нынешние барсетки. Женщины же, усердствуя выделиться, предпочитали муфты огромных размеров. К XVIII столетию эти аксессуары решительно превратились в подобие «ручной клади», где регулярно переносилось масса дорогих девическому сердцу вещей.

В стремлении перещеголять друг товарища женщины дошли до абсурда. Габариты недосуг изящных муфт все увеличивались. Длина их была подобный, что мех касался земли. Как точно замечали кавалеры, складывалось ощущение, что в своих хрупких ручках барышня несет цельный стог сена.

Ситуацию избавило появление печатных изданий, где писали статьи с рекомендациями, из каких материалов, каких красок и размеров должна быть муфта «пристойной дамы». Вот что советует натуральным леди Фицрой Стюарт, один из авторов «Энциклопедии для дам»: «Муфта должна быть избрана в соответствии не лишь с вашими средствами, но и с вашим образом жизни, и с вашим внешним лицом». Дамам «в теле» рекомендовалось избегать муфт вящих, из меха с длинным ворсом, белоснежных и цветных. Им предлагались мешочки небольшие, квадратные, из гладкого великодушного зверька образа норки. Хрупким и миниатюрным девушкам маленького роста также не вытекало ходить большие, пышные муфты.

В этой же статье Фицрой повествует, как собственно благородная дама должна носить муфту. «Из встреченных мною десяти дам я насчитал пятерых, какие несли муфты перед собой, словно тащили тяжкие пакеты, одна прихватила муфту и юбку одной и той же дланью, две запрятывали в муфты свои замерзшие носы, одна размахивала ею, достоверно игрушкой, и лишь десятая тащила драгоценный меховой сверток словно истинная парижанка». Что же прикасается мужских пристрастий, то муфты не бывальщины совсем изгнаны из обихода. Даже Вильгельм II, король Пруссии и заключительный император Германии, гордо позировал перед фотографом с меховым аксессуаром в дланях. Мужа открыли для себя и функциональную сторону этого некогда «женственного» мешочка. В нем очутилось необыкновенно удобно хранить небольшое количество патронов или, например, набор для чистки оружия.

В половине XX столетия муфту признали и полюбили голливудские дивы, какие использовали ее не в качестве оружия утепления, но как стильную деталь к своим роскошным, состоятельным образам. Носили меховые «сумочки» Марлен Дитрих и Софи Лорен, Кэтрин Хепбэрн и Лорен Бэколл. Затем спрос на элегантные меха поутих, и покойные муфты превратились из необходимого в лишний аксессуар. И лишь к началу нового столетия дизайнеры вновь адресовались к этой модной конфигурации. Особенно преуспели в презентации муфт марки Celine и Balenciagа: они сочетают различные фактуры и материалы, изобретают муфты на одну длань, «вертикальные» шарфы-муфты. Отдельный бренды (например, Tory Burch) вдохновляются золотой эпохой «короля-солнце».

К слову, в английском манере муфта называется клатчем — не правда ли, все разом становится на свои места? Нынешние миниатюрные клатчи стали спокойной альтернативой меховым муфтам, но тем не менее не смогли вытеснить их с пьедестала. Ныне мода на них вернулась. И мы можем почувствовать себя леди, чинно и с совершенством неся свой аксессуар, за которым — цельная история.

Смотрите также

Географическая пазл карта для детей

География — это интересно! С помощью карточек-пазлов игры дети смогут заинтересоваться строением мира, легко узнать …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.